Опера или джаз?

Варшава (2019 г.)
Не люблю я оперу.
Secretsoforientalmedicine
Всем своим неплохо развитым слухом не желаю терпеть, как в мозг профессионально ввинчиваются саморезы визгливых пассажей сопрано и приторные баритональные тенора. Все мое нутро не желает участвовать в этой аристократической пытке.
Если хотите, чтобы я выдал страшную тайну, устройте мне сеанс оперного пения. Серому веществу становится панически тесно в черепной коробке и я уверен, что этот сеанс клаустрофобии неминуемо закончится Большим Вселенским Взрывом. Башка подобно спелому арбузу, упавшему из кузова грузовика, в обязательном порядке лопнет и породит 10 тысяч вещей во Вселенной.
Хуже итальянской оперы, может быть только пекинская. От пекинской у меня к разрыву мозга обнаруживается зуд на загривке и слегка запоздалое несварение.
Теперь вы знаете все мои слабые места.

Замковая площадь

После ратных дел на юге Польши нарисовался свободный вечер. За плечами полтыщи километров по просёлкам, да автобанам за рулем. Очень хотелось предать своё тело и мозг праздности.
Двери уютнейшей гостиницы выходили как раз на замковую площадь, что в старом городе Варшаве.
Под стенами карминового цвета, старого замка 17 века, дворца Сигизмунда III, всегда что-то происходит. Клоуны-зазывалы, фаер-шоу, мыльные пузыри, воздушные шары.
Музыканты, пользуясь очень достойной акустикой этого места, показывают своё искусство в различных жанрах и на разнородных инструментах.
Сквозь шум многоязыковой, праздной беззаботности, до сознания не сразу пробился звук мелодии. Понадобилось время, чтобы мозг услужливо отфильтровал посторонние шумы и помог разобраться, что именно привлекло внимание. А ноги уже сами несли, в нужном направлении, уставшее тело. Пришлось проталкиваться через изрядное кольцо толпы, глазеющей на это чудо. Вернее сказать, внимающей этому чуду.
В центре внимания, прямо под дворцовой стеной — симпатичная молодая девушка в кроссовках и джинсах. Она обнимала малюсенькую аудиосистему, из которой булькала классическая музыка, едва пробивающаяся через шум площадного гульбища. Но это всё неважные детали.

Она… пела.

Я, теперь понимаю тех моряков, которых очаровывал и околдовывал голос Сирен. Раньше для меня это был не более, чем красивый миф.
А тут я, яростный недоброжелатель всего оперного, залип, потеряв чувство времени и места.
Джинсовая дива пела каватину Нормы Casto Diva из оперы Norma от великого Vincenzo Bellini. Ее голос, сильный и чистый, с легкостью и без всяких технических ухищрений покрывал шум тысячной толпы зевак.
Казалось, что вибрации чистейшего ручейка живой водой проникали прямо в душу, отмывали сердце до состояния покоя и умиротворения.
Как природе удалось соединить хрусталь и бархат, неземную силу и проникновенность в отдельно взятом голосе — величайшая загадка.
Шумные аплодисменты, новый трек на телефоне и... народ растёкся в блаженной экстатике O sole mio от Эдуардо ди Капуа и Джованни Капурро.
Голос взлетает к небесам в прекрасное Далёко, а затем шёлковыми переливами низвергается прямо точнехонько во всё твоё существо.

Борзый саксофонист в растоптанных кедах

Ты уже превратился в поток музыкального наслаждения, как вдруг в этот момент, внешний мир резким, грубовато-басовым, нудящим голосом вырывает тебя из гипноза аудио неги и раскатывает по брусчатой мостовой всей поверхностью лица.
Какого х…удожника!? Кто посмел?
В 20 шагах, какой-то борзый саксофонист в растоптанных кедах подозрительного цвета решил отвлечь внимание почтенной публики на себя и врезал, как ему показалось, джаз.
Лучше бы он не родился вовсе. И не мучал бы родителей, соседей и весь мир своими репетициями. Вот бывают люди, которым не дано. Это значит, что звуки он вроде и воспроизводит, но они сильно далеки от музыки и музыкальности.
Сакс-баритон — дудка серьезная. Очень голосистая и при неумелом обращении, может остановить пульс, вынуть душу у случайного слушателя и оставить бездыханным его тело. При должном владении инструментом, может вернуть к жизни и даже спасти от депрессии.
Но в нашем случае чуваку не повезло. Видимо, музыкальный ген выдуло сквозняком при его зачатии. Природа решила компенсировать этот изъян и подарила ему необузданное желание чего-то и на чём-то играть.
Страшное, надо сказать, сочетание. Нечестное. Изъять одно и компенсировать это другим. Вот так в людях, с отдавленными медведем ушами, живет неискоренимое желание петь. И это ужасно! Быть свидетелем этих природных компенсаций.

Вы когда-нибудь разбирали старый рассохшийся пол?

Ржавые гвозди вытягиваются из пересушенной доски с особым гортанным звуком офонаревшего марабу. Коленки и позвоночник еще долго вибрируют от такого звука. Ровно столько же эстетики было в исполнении этого «недоделанного» в грязных трениках.
Тут наша джинсовая красавица на чистом русском языке начала исполнять арию «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина. И так вольно, широко полилась эта родная река-песня, что похоронила под собой, и шум возмущенный саксофоном толпы, и сам сакс-баритон с саксофонистом в придачу. Зиял пустынной чернотой зев его раскрытого чехла от инструмента для подаяний.
Человеческая река праздноотдыхающих текла мимо конвульсирующего саксофониста. Поток завихрялся возле джинсовой леди и превращался в небольшое дышащее озеро. Волны людского прибоя всё ближе смыкались вокруг живого оперного вокала, чтобы лучше расслышать. Бездарность на саксе, реально глушила разумное, доброе, вечное ржавым баритоном.
Краем глаза, саксофонист любовался своей агонизирующей тенью на стене замка. Он специально пристроился таким образом, чтобы мощный прожектор подсветки создавал жуткую люцифероподобную змеящуюся фигуру огромных размеров.
Это его, похоже, заводило. Звуки делались громче и всё омерзительнее. Музыкальные фразы скрипучего ворчливого сакс-баритона стали похожи не непристойные исступлённые выкрики-ругательства. И тут произошло следующее.
Оказывается, стоявший боком к стене саксофонист в начале своего бенефиса поступил весьма благородно, направляя свой инструмент в противоположную сторону от высокого искусства. Понимая, что никто не желает выражать восхищение в отношении его таланта, как любая недолюбленная посредственность, он решил мстить.
Этот музыкальный пачкун развернул мегаваттный раструб своей дудки в сторону эпицентра своей сегодняшней неудачи, и что есть мочи стал выдувать самое гнусное непотребство. Причем повторял каждые четыре такта одну и ту же фразу. Соседи по панельной хрущевке ранним воскресным утром со своими перфораторами отдыхают.
Хочу отметить, что саксофон — инструмент довольно чувствительный и деликатный. Поверьте, он дает невероятную возможность исполнителю выразить тончайшие душевные эманации. Вслушайтесь во Вселенную, которую создают Дэйв Коз, или Ян Харберк и вы всё поймете сами. И если этот благородный инструмент попадает в нехорошие руки — жди беды. Люциферова тень лютовала на стене.

Людские нервы были на пределе. Вечер переставал быть томным.

Меня самого разрывало много желаний в его адрес. Но сейчас не будем о манипуляциях без наркоза.
Голос девушки затерялся за убийственными звуками отвергнутого музыканта. Какая-то разгневанная дама, уважаемого возраста, устремилась к взъярившемуся саксофонисту с целью его морального уничтожения. В ответ на это сакс изрыгнул что-то умопомрачительное и инфернальное. Дама расстроилось и спешно ретировалась, смешавшись с толпой. И тут, в разгар этой психоделической дикости, когда уже казалось, что силы зла берут верх, случилось совсем уж запредельное.
Красавица в джинсах и кроссовках спокойно отключила свой малюсенький бумбокс с классикой и просто запела.
То есть, она и раньше пела. Но теперь она слегка, «выкрутила ручку громкости» своего невероятного инструмента (хрустально-шелковисто-бархатного голоса) на одно деление.
Голос легко и свободно вспорхнул в небо, обнял людское море и накрыл куполом площадь. Ни тени напряжения или дребезжания. Я был уверен, что запаса ей хватит уделать малый оркестр вот таких горе-саксофонистов. И снова чистый ручеек омыл душу.
Сакс поперхнулся, закашлялся, сдулся и затих. Огромная змеевидная тень надолго и как-то скорбно замерла на стене замка. Аплодисменты взорвали площадь.

Падшему ангелу обломали крылья на живую

Но как это было красиво. Не твой сегодня день, паря. Наша опера победила, и я полюбил этот старый город. Опера в джинсах и кроссовках растворилась в сумерках так быстро, словно её карета должна была вот-вот обратиться в тыкву.
А меня подвесил странный вопрос: почему я с высокой оперной сцены слышу совсем иные рафинированные, вызывающие мгновенную аллергию и неодолимое вздутие живота, голоса?
Почему ни разу, ни на одной оперной тусовке, ни один голос не распечатал моё сердце? Может…, я не люблю я оперу?
logo
ИП Осипов Владимир Олегович
ИНН 222500094680
ОГРН 315504000013120
Юридический адрес:
г. Раменское, Приборостроителей, 16
© Vladimirosipov.ru 2014-2024
youtube
telegram
vk
odnoklassniki
Подписывайтесь на наши соцсети!
ВАЖНО: Не вводите свою контактную информацию, пока не прочитаете отказ от ответственности. Мы не являемся медицинской организацией и не оказываем никаких медицинских услуг. Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача. Все продукты и сервисы компании предназначены для образовательных целей. Регистрируясь на данном сайте, вы снимаете с нас ответственность за ваши действия и результаты.
IMPORTANT: Do not enter your contact information until you have read the disclaimer. We are not a medical organization and do not provide any medical services. The information provided on the site cannot be used to make a diagnosis, prescribe treatment and is not a substitute for seeing a physician. All of our products and services are intended for educational purposes. By registering on this site, you release us from liability for your actions and results.